Человек и Космос

И снова о «контакте»

Контакт

Цитата из статьи «Бог в космосе» английского теолога и космолога К.С.Льюиса: «Астрономические расстояния, которые бог установил в небесах, являются своего рода мерой предосторожности, божественным карантином. Они не позволяют распространяться заразе вырождающихся видов». Льюис придерживается нелестного мнения и о своих земных собратьях. Но он также и заблуждается, это не его заблуждение относительно существования бога (тут вряд ли его удастся переубедить), а его заблуждение насчет полной и «принципиальной» изоляции друг от друга очагов разума во Вселенной, что было бы действительно равносильно тому, что мы во Вселенной одиноки. Земля уже теперь обнаруживает себя для гипотетического наблюдателя в радиусе до 50 световых лет из-за работы тысяч телевещательных станций планеты: телевизионное вещание ведется в коротких диапазонах волн, которые легко пробивают земную ионосферу, а обратно отражаются к поверхности лишь более длинные радиоволны. А в будущем технологически вполне возможны запуски зондов к созвездиям Галактики и даже пилотируемые путешествия к ближним звездам, хотя такие путешествия обещают быть чрезвычайно длительными: «смена экипажей» будет совершаться в виде смены поколений на борту огромного и благоустроенного корабля-поселения.

Но вот эта-то дальность и трудность межзвездного путешествия побуждает нас сделать один очень оптимистический социально-философский вывод, касающийся контакта между цивилизациями Вселенной. Человечество пока не достигло такого уровня своего научно-технического развития, на котором оно отважилось бы на организацию межзвездного полета. Но не исключено, что во Вселенной существуют цивилизации, уже достигшие такого высокого уровня развития. Именно их представители могли бы совершить межзвездный полет и, например, посетить нашу Землю. Однако столь высокого научно-технического уровня может достичь лишь цивилизация высокоразвитая и в социальном отношении, действительно разумная и гуманная цивилизация, от взаимодействия с которой мы можем ждать лишь мирного сотрудничества, полезного духовного, культурного, научно-технического обмена информацией. Если же та или иная чужая цивилизация представляет собой антагонистическое, разобщенное общество, то она просто не найдет ни средств, ни идей для такого великого путешествия.

Здесь напрашивается аналогия с далеким прошлым человечества, когда исторически первой формой социальной организации людей был первобытный коммунизм. Человечество в те времена не могло позволить себе «роскоши» социального разобщения. Его слабые силы могли ему обеспечить существование в природе, лишь будучи объединенными. Но разве не то же самое социальное объединение, хотя и на неизмеримо более высоком научно-техническом, производственном и общественном уровне, понадобится людям тогда, когда они будут тягаться с природными силами астрономического размаха космогонической мощи?

Однако вернемся к проблеме контакта. Некоторые полагают, что в случае контакта с цивилизацией, гораздо более развитой, чем наша, общение с ней дало бы нам примерно то же, что воспитание неандертальца, чудом попавшего в современное общество, то есть про изошел бы резкий скачок вперед в развитии человечества. Однако вряд ли такой скачок вероятен: у человечества свои традиции, свои пути развития, главное, свои возможности. Для слишком кардинального скачка у него не найдется ни материальных, ни, быть может, физиологических предпосылок.

И тем не менее это было бы, наверное, самым грандиозным событием в человеческой истории, по существу, началом новой истории - истории слияния цивилизаций Вселенной в единую «интерцивилизацию», а в философском плане это было бы новой, пока еще нам неизвестной ступенью в развитии социальной формы движения материи.

Итак, оказывается, можно делать некоторые мировоззренческие, философские и социологические заключения о цивилизациях в космосе, еще не встретив ни одной из них, а опираясь на знания из естественной науки астрономии, технической науки космонавтики (и ее практики) и общественных наук о человеке.

Нам остается попытаться ответить на вопрос: почему же все-таки новейшая астрономия, даже с помощью космонавтики, пока не обнаружила ни единого признака разумной (как и всякой другой) жизни во Вселенной? Сегодня мы не можем повторить слов Блеза Паскаля о безмолвии космических просторов. Но, перефразируя его высказывание, каждый из нас мог бы воскликнуть: это молчание разумной Вселенной устрашает меня!

Однако оснований для страхов, пожалуй, нет. Мы можем привести, по меньшей мере, два соображения ученых по поводу молчания «разумной Вселенной». Одно из них было высказано в 1981 году в Таллине на Всесоюзном симпозиуме по внеземным цивилизациям президентом Академии наук Эстонской ССР К.Ребане. Он считает, что и наша, и любая другая цивилизация во Вселенной не обязательно должна стремиться посылать мощные сигналы в пространство, чтобы информировать о своем существовании другие очаги разума. Даже радиоконтакт, не говоря уже о снаряжении межзвездных экспедиций, требует огромных энергетических затрат, а это создает дополнительную нагрузку на сферу обитания данной цивилизации. Мы видим, что и в такой, сегодня фантастической, сфере деятельности человечества, как установление контакта с внеземными цивилизациями, тоже заявляют о себе злободневные экологические проблемы и экологические соображения, которые предположительно существуют не только у земного человечества, но у цивилизаций, осваивающих и использующих природу где-то в дальних от нас уголках Вселенной.

Второе соображение, вернее - гипотезу, сформулировал радиоастроном В.С.Троицкий, который полагает, что жизнь, а вслед за ней и разум возникли примерно в одно и то же время повсюду в Метагалактике или, по меньшей мере, в нашей Галактике. Следовательно, чрезвычайно развитых космических цивилизаций, способных совершать межзвездные перелеты и заниматься широкомасштабной астроинженерной деятельностью, пока просто не существует. Все другие возможные очаги разума во Вселенной находятся в таком случае на примерно одинаковой с нами ступени научно-технического прогресса. Больше того, не исключено, что человечество - одна из самых развитых на сегодня цивилизаций космоса.

Начав с образа Аэлиты из одноименного романа Алексея Толстого, в заключение мы обнаруживаем, что, вероятнее всего, Аэлита обитает не во внеземном цивилизованном мире, а на нашей собственной планете и, быть может, грезится существам из далеких миров, только-только начинающим свою разумную историю. Это обстоятельство, хотя оно пока и не освобождает нас, людей, от «космического одиночества», но все-таки побуждает по-новому взглянуть на перспективы человека и на самый феномен человека, которому предстоит быть все более активным и созидательным началом в эволюции Вселенной.

Философская концепция «антифинализма» Философская концепция «антифинализма»

Термином «антифинализм» обозначают мировоззренческую и философскую концепцию, утверждающую потенциальную бесконечность существования и прогресса человеческого общества и человеческого рода...

Природа и цивилизация Земли Природа и цивилизация Земли

Циолковский признавал и приветствовал грядущий прогресс во взаимодействии общества с природойне только космоса, но и Земли. Сегодняшнее взаимодействие между природой и цивилизацией планеты Земля - есть лишь предыстория...

«Космический» уровень деятельности «Космический» уровень деятельности

Благодаря своей творческой созидательной природе человек бесконечен. Пределом его деятельности выступают лишь естественные законы природы...

«Высокая граница» «Высокая граница»

Выражение «высокая граница» появилось в американской социально-философской и футурологической литературе, посвященной феномену космонавтики и ее перспективам...

«Икаровская» устремленность человечества «Икаровская» устремленность человечества

«Икаровская» устремленность сопутствовала человечеству на протяжении всей его истории. Она выражалась в тяготении человека к недостижимому...

 2008-2017 © Человек и Космос •  Карта сайта • XML
8122af2d77b5b5744fcbcff0ecf080a8 bcb9c59c995b52fb2068a9da6eebfd5d