Человек и Космос

Воздухоплавание, как порог космического века

Реальному выходу человека в космическое пространство предшествовал тоже реальный, но долгий путь в пространство воздушное. Собственно говоря, оба эти пространства первоначально воспринимались как нечто единое: древние греки, например, считали звезды огненными завихрениями в атмосфере. Поэтому первый полет братьев Монгольфье на воздушном шаре в 1783 году воспринимался как событие ничуть не менее значительнее, чем полет Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток» в 1961 году. Шар с нагретым воздухом - как просто! Но до такой простоты надо было дойти сложным путем, отказавшись от заманчивого прямого копирования природы и изготовления крыльев наподобие птичьих и избрав поистине «космическое» направление поисков, для которого у земной природы не было аналогий: воздушные шары не образуются в ней.

Воздухоплавание было увлечением и научно-техническим символом XIX века. Воздушные шары, аэростаты, дирижабли казались почти естественным атрибутом воздушного пространства. Редко обходились без них романы Жюля Верна. Парижские коммунары слали свои призывы из осажденной французской столицы с помощью воздушных шаров. На грани нынешнего и прошлого веков аэронавтика проложила дорогу авиации аппаратам тяжелее воздуха, и лишь тогда стали постигаться динамические качества птичьего крыла. Одновременно родилась научная, теоретическая космонавтика, сразу заложив идейную предпосылку грядущего «послеавиационного» этапа навигации в надземном пространстве.

Пути к научной теории космонавтики (как и пути к последующей космической практике) были не из легких. Сначала - искания и даже заблуждения, из которых все-таки пробивалось и давало ростки рациональное зерно. Идея выхода в космос носилась в воздухе в конце XIX века, хотя тогда в воздухе плавали лишь воздушные шары и едва-едва начинали подниматься аэропланы. И надо сказать, немалая заслуга в формулировании и провозглашении идеи космоплавания принадлежит тому направлению русской философской мысли, которое носит название «русский космизм».

Известный драматург А.В.Сухово-Кобылин на склоне лет выступил с философским эссе «Учение Всемира», где прогнозировал для человеческого будущего три этапа: теллурический (земной), солярный (солнечный) и сидерический (звездный). Этой классификацией ученые пользуются до сих пор, когда говорят о ступенях грядущего освоения Вселенной человеком или высказывают гипотезы о существовании внеземных цивилизаций разного уровня развития.

Концепцию освоения и преобразования пространства вне Земли развивал в своей «Философии общего дела» сложный и противоречивый русский философ Н.Ф.Федоров (1828-1903) В системе его взглядов освоение космоса и управление космическими процессами было подчинено более общей и мистической идее «патрификации», «воскрешения отцов», физической регенерации умерших поколений II «храмового», «мемориального» преобразования природы мироздания. Однако в условиях того времени сама идея проникновения в космос была рациональной и перспективной.

В эти же годы (конец прошлого века - начало нынешнего) в творчестве Константина Эдуардовича Циолковского были конкретно разработаны и осмыслены основные принципы и идеи освоения космического пространства.

Циолковский - основоположник теоретической космонавтики. Теперь это известно миру. В Калуге, где он был преподавателем гимназии, находится величественный монумент ученому, ведется научная и просветительная работа в обширном, похожем на новейшую обсерваторию здании Государственного музея истории космонавтики его имени на высоком берегу поймы Оки. Рядом - корпус первого советского космического корабля «Восток», на аналоге которого преодолел земное тяготение Юрий Гагарин. В музей превращен и деревянный домик поблизости, где жили Циолковские, и тут же, в парке, - стела на могиле ученого. Можно сказать, вся Калуга живет «под знаком» Циолковского. Но тогда, в 1890-х - 1900-х годах, для жителей губернского города Циолковский был поистине «впереди своего века» (как сказал о нем конструктор первых советских космических кораблей Сергей Павлович Королев): Его никто не понимал, и его изобретения, и идеи считались пустой фантазией и чудачеством всеми - от жителей соседних домов до правительственных чиновников.

Мы сказали, что Циолковский как основатель теории космонавтики теперь известен миру. Это так. Но, видимо, известен он не всем и недостаточно. И здесь иногда тоже делаются «открытия». В 1976 году в Калуге проходил международный симпозиум историков техники. На нем выступил профессор из университета штата Джорджия (США) Мелвин Кранцберг с докладом о популярном тогда проекте «космических островов», поселений людей в космосе, американского физика О'Нейла. Но профессор начал с признания того, что был «потрясен» точными инженерными расчетами «эфирных поселений» Циолковского, только что им увиденными на стендах Музея истории космонавтики. Циолковский предвосхитил О'Нейла даже в мельчайших деталях и сделал это более чем полувеком раньше.

Открытие Циолковского - использование реактивного двигателя для полетов в безопорном космическом пространстве - датируется 1883 годом. Но только около десяти лет спустя были испытаны в России и Англии первые самолеты на паровом двигателе. Открыто было, казалось бы, простое и давно испытанное. Пороховые ракеты, это изобретение древних китайцев, издавна применялись для фейерверков, а также в качестве оружия, в том числе и в русской армии в XVIII и ХIХ веках - так что к созданию реактивных снарядов для установок «катюша», применявшихся в Отечественной войне Советской Армией, причастна вековая история. Но для полетов в воздушном пространстве гораздо эффективнее использовать несущие поверхности, а в космосе единственным принципом движения может быть реактивный.

Другого принципа пока не открыла даже новейшая наука (если не считать абстрактно-теоретических «парусников», движимых «солнечным ветром» - потоком частиц, исходящих от нашего светила). Именно в доказательстве этой основополагающей для космонавтики идеи о применении единственно реактивного принципа движения для космических полетов и в разработке летательных аппаратов для путешествий вне Земли и её атмосферы - непреходящая заслуга Циолковского.

Приближающаяся космическая эра Приближающаяся космическая эра

Прорыв в космос, пришествие космического века - отнюдь не случайность и не прихоть человеческой изобретательности. Человечество было подведено к космонавтике всей суммой своих материальных и духовных нужд...

Человек космический Человек космический

Homo cosmicus - «человек космический». Старт. Рев двигателей, перегрузки. Пятьсот секунд полета «на взрыве», но вот отработали двигатели, как будто легкий толчок в спину - и тишина...

Человек в космосе - повседневная жизнь Человек в космосе - повседневная жизнь

Жизнь в космических станциях чем-то сродни жизни на станциях полярников, что еще раз подтверждает давнюю устремленность человека проникать в пространства природы, казалось бы, совершенно непригодные для обитания...

Человек на орбите Человек на орбите

Орбитальная станция не только просторная, она еще очень торжественно плывет над планетой. Бесшумно, как бы не торопясь и без каких бы то ни было усилий она успевает облететь вокруг Земли за полтора часа...

Человек в открытом космосе Человек в открытом космосе

Даже кратковременные путешествия вне станции - дело сложное и для каждого космонавта, впервые выходящего из шлюзовой камеры в космическую пустоту, связанное с неожиданными ощущениями...

 2008-2017 © Человек и Космос •  Карта сайта • XML
8122af2d77b5b5744fcbcff0ecf080a8 86e9d24cf1d8ef102d537df5ab259f7a