Человек и Космос

Есть ли жизнь на Марсе?

Жизнь в космосе

Аэлита - прекрасная марсианка из фантастического романа советского писателя Алексея Толстого, написанного в начале 20-х годов XX века. Революционный пафос молодой и первой на Земле социалистической республики обрел космическое измерение: на Марсе на страницах романа тоже совершается пролетарская революция.

Полвека спустя точнейшие приборы спускаемых аппаратов не обнаружили на Марсе даже ни единого микроба. Космонавтика не нашла жизни нигде в Солнечной системе, а вынесенные ею в космос оптические, радио-, гамма- и другие телескопы не обнаружили никаких признаков деятельности или сигналов искусственного происхождения во всей обозримой Вселенной.

Английский философ Бертран Рассел как-то говорил об «ужасе космического одиночества» как о неразрешимой трагедии рода -человеческого и каждого индивида. Усугубила ли космонавтика этот «ужас», экспериментально подтвердив наше одиночество, или же, напротив, способствовала его преодолению? Вопрос непрост.

Идея обитаемости мироздания, «живой Вселенной» - это, если угодно, врожденная идея человека, а быть может, и некая интуиция, с которой должна считаться и наука («интуиция» - вполне научная категория). Идея множественности обитаемых миров была присуща античной философии. Эпоха Возрождения, которая и обязана своим названием возрождению многих элементов античной культуры, философии, мировоззрения, была также возрождением идеи распространенности жизни и разума во Вселенной. Титаны этой эпохи Николай Коперник и Джордано Бруно жили в одном и том же ХVI веке. Но если негеоцентрическая картина мира Коперника получила впоследствии блестящее и безупречное подтверждение, то картина мира Бруно - а она была как раз картиной обитаемости мироздания, «живой Вселенной» - до сих пор не имеет ни малейшего фактического доказательства.

С трудом и нежеланием человечество отказывалось от иллюзий насчет близкого соседства с «братьями по разуму», «Мы пришли с миром от всего человечества» - такую надпись оставил в 1969 году первый лунный экипаж «Аполлона». Надпись была скорее пожеланием, чем реальностью, не только потому, что человечество еще не установило мира внутри себя, по и потому, что, собственно говоря, не к кому было обращаться. Незадолго до начала космического века была популярна одна гипотеза: на обратной стороне Луны, никогда не видимой с Земли, имеются знаки посещения нашего естественного спутника представителями чужой высокоразвитой цивилизации, которые оставили их именно на обратной стороне, чтобы человеческая цивилизация развилась достаточно высоко и могла с помощью собственной космической техники обнаружить эти знаки и понять их, но ко времени высадки людей на Луну уже существовали снимки её обратной стороны, представившие нам дикую горную страну и ничего больше.

Гипотеза об искусственном происхождении марсианских спутников Фобоса и Деймоса держалась вплоть до той самой «секунды», когда были расшифрованы их фотоснимки, сделанные межпланетной станцией, где они тоже предстали в виде простых каменных глыб. Возможные очаги жизни и разума внеземного происхождения «ушли» - самое ближнее! - к далеким звездам.

Итак, отвергнуты многие научные гипотезы, «морально устарели» целые тома фантастической литературы. И надо сказать, что с психологической точки зрения такая ломка понятий, «великий отказ» от слишком оптимистических предположений о внеземных цивилизациях «рядом с нами» проходили отнюдь не безболезненно.

В кругах философов и специалистов в области астрономии и астрофизики стала выдвигаться как бы антигипотеза Бруно: не исключено, что разумная жизнь и жизнь вообще не существует за пределами Земли.

Что означают эти взгляды? Когда Коперник выступил со своей негеоцентрической системой, тем самым был положен конец представлению о Земле как о центре мироздания. Что сталось бы с современной наукой, если бы ученые по-прежнему придерживались геоцентрической картины мира Аристотеля - Птолемея? Современной науки просто-напросто не существовало бы, ибо невозможно продвигаться вперед в познании мира, имея заведомо превратное общее представление о нем, из которого следуют и превратные принципы, методики и т.п. Сейчас система Птолемея годится разве что для любительской морской навигации, поскольку она в некотором роде может интерпретироваться как проекция на Землю истинного расположения и движения видимых светил. Но система Птолемея явно непригодна для космической навигации. Для этого уже понадобилась в практическом смысле система Коперника.

Между тем мысль Джордано Бруно о множественности обитаемых миров была логическим продолжением системы Коперника. И если теперь выдвигается тезис о возможной исключительности Земли в биологическом и, тем более, социальном отношении, то это равносильно представлению о Земле как о биологическом центре мироздания и центре разумной жизни. Вот почему такие воззрения можно было бы назвать «неоптолемеизмом», возрождением, по существу, системы Птолемея, пусть не в смысле небесной механики, но зато в не менее важном смысле безосновательной «локализации» жизни и разума.

Подобное возрождение есть идеалистическая реакция на последние события в космосе, события, связанные с человеческой деятельностью вне Земли, с космонавтикой, ибо гипотеза об исключительности и уникальности лишь одной точки мироздания (Земли) по отношению к бесконечной Вселенной не может иметь естественнонаучного и материалистического обоснования, она никакими нитями не связана с научными представлениями о материальном мире в целом и не найдет в нем аргументов в свою пользу. Но пока и основательные аргументы в пользу гипотезы о наличии внеземных цивилизаций или очагов жизни тоже не найдены.

Антропный принцип в космологии Антропный принцип в космологии

Антропный принцип в современной космологии гласит, что жизнь на Земле, включая разумное существо - человека, возникла благодаря совокупности всех условий, «стечению обстоятельств» во всей Метагалактике...

В поисках следов «пришельцев» В поисках следов «пришельцев»

Даже если речь идет о современном мифотворчестве, то и миф имеет материальную силу, поскольку в него верит множество людей...

Фантазии о внеземном разуме Фантазии о внеземном разуме

Отсутствие жизни на небесных телах Солнечной системы резко отдаляет во времени и пространстве вероятность ее обнаружения. Это утверждение малоутешительно для сегодняшних энтузиастов...

И снова о «контакте» И снова о «контакте»

Некоторые полагают, что в случае контакта с цивилизацией, гораздо более развитой, чем наша, общение с ней дало бы нам примерно то же, что воспитание неандертальца, чудом попавшего в современное общество...

Философская концепция «антифинализма» Философская концепция «антифинализма»

Термином «антифинализм» обозначают мировоззренческую и философскую концепцию, утверждающую потенциальную бесконечность существования и прогресса человеческого общества и человеческого рода...

 2008-2017 © Человек и Космос •  Карта сайта • XML
8122af2d77b5b5744fcbcff0ecf080a8 0f255fe1f0c53eab8675f5d8cba80065