Человек и Космос

Философская концепция «антифинализма»

Апокалипсис

Термином «антифинализм» обозначают мировоззренческую и философскую концепцию, утверждающую потенциальную бесконечность (во временном отношении и в направлении к будущему) существования и прогресса человеческого общества и человеческого рода. Она противостоит концепции финализма - тезису о неминуемой гибели человечества в результате генетического вырождения и угасания вида Ноmо sapiens, «естественного» прекращения существования планеты Земля вместе со всем живущим на ней или же самоистребления цивилизации в ядерном побоище. Таким образом, финалисты утверждают некую «запрограммированную» конечность не только -индивидуума, как и всякого конкретного живого существа, но и всего человеческого, рода, предрекаемую гибель которого в отличие от смертей отдельных людей иногда называют «второй смертью», пользуясь выражением из Апокалипсиса.

Может показаться, что, исключая действительно жгучую проблему сохранения мира на планете, все остальное настолько абстрактно сегодня и относится к настолько далекому будущему, что вряд ли представляет практически даже теоретический интерес. Однако это не так. Если исходить из бессилия человека перед природой, хотя бы и бессилия лишь в «конечном счете», и, тем более, если усматривать в самом человечестве якобы врожденные для него «изъяны», особенно социальные, ведущие его к гибели, то такая, позиция, безусловно, ущербна в нравственном отношении. Больше того, она неверна в научном отношении.

Еще одно соображения, которое выдвигается иногда для объяснения факта молчания «разумной Вселенной», и о котором еще не упоминали. Оно было высказано на первой Международной конференции по проблеме связи с внеземными цивилизациями в Бюракане в 1971 году американским астрономом Себастьяном фон Хорнером. По его мнению, цивилизации космоса, включая, разумеется, человеческую, просто-напросто не успевают развить свой научно-технический и производственный потенциал, чтобы иметь возможность устанавливать контакт друг с другом. Все они прекращают существование до этого момента.

Именно в такой связи фон Хорнер провозгласил краткую и уничтожающую формулу: «Ничто не длится вечно». Сама по себе эта формула вряд ли может вызвать возражения, она вполне диалектична и перекликивается с строкой Фауста: «Все, что возникает, заслуживает... гибели». В истории человеческого общества эта формула находит выражение в смене общественно-экономических формаций, в развитии, расцвете и угасании конкретных цивилизаций и культур. В целом же она была и остается выражением социального прогресса. Но в устах фон Хорнера она означает бесследную физическую гибель, затухание всякого очага разума, где-либо вспыхнувшего во Вселенной. По его мнению, цивилизации рождаются и гибнут подобно звездам, проходя, однако, этапы своей предопределенной истории несоизмеримо быстрее, чем звезды. Среди факторов неизбежной гибели всякой цивилизации он приводит такие, как всеобщая термоядерная война, деградация природной среды и истощение ресурсов, генетическое вырождение и постепенное, но необратимое угасание вида, наконец - некая тотальная «потеря интереса» к жизни, которая якобы может наступить у слишком развитой в интеллектуальном отношении и «пресыщенной» цивилизации.

Используется для подтверждения этой теории и чисто космологический аргумент, выдвигаемый уже не фон Хорнером, а другими сторонниками концепции финализма. Это современная теория «осциллирующей» Вселенной, предполагающая, что после наблюдаемой ныне фазы расширения Метагалактики, «разбегания галактик», наступит фаза ее сжатия, «схлопывания». В этом неодолимом процессе возвращения к «галактическому яйцу» будут неизбежно разрушены все нынешние формы движения материи, включая социальную.

Против всех этих аргументов, каждый из которых носит частный характер, связанный либо с естественно-научными, либо с общественно-научными представлениями, можно выдвинуть следующие возражения.

Старение, угасание вида, генетическое вырождение действительно выступают как закономерности биологического развития. Но человек - не биологическое, а биосоциальное существо, и в этом, можно сказать, его видовое спасение. Он в принципе способен управлять своей биоэволюцией, как и биоэволюцией других живых видов. Собственно, он уже это и делает, начиная с одомашнивания животных и культивирования растений и кончая проникновением в тайны генетического кода. Качество социальности, присущее человеку, разумеется, не есть его простая внутривидовая особенность, оно находится ступенью выше всей биологической формы движения материи. Это не просто «философское утверждение» (широко известное и хрестоматийное), а такое утверждение, которое повседневно доказывается социальной практикой человека, в том числе и практикой управления биологическими процессами.

Природа и цивилизация Земли Природа и цивилизация Земли

Циолковский признавал и приветствовал грядущий прогресс во взаимодействии общества с природойне только космоса, но и Земли. Сегодняшнее взаимодействие между природой и цивилизацией планеты Земля - есть лишь предыстория...

«Космический» уровень деятельности «Космический» уровень деятельности

Благодаря своей творческой созидательной природе человек бесконечен. Пределом его деятельности выступают лишь естественные законы природы...

«Высокая граница» «Высокая граница»

Выражение «высокая граница» появилось в американской социально-философской и футурологической литературе, посвященной феномену космонавтики и ее перспективам...

«Икаровская» устремленность человечества «Икаровская» устремленность человечества

«Икаровская» устремленность сопутствовала человечеству на протяжении всей его истории. Она выражалась в тяготении человека к недостижимому...

Покорители космоса Покорители космоса

Первооткрывателями, пионерами космоса есть и будут люди мужественные и опытные, решительные и высокоответственные, граждански зрелые, то есть люди, вполне состоявшиеся как личности...

 2008-2017 © Человек и Космос •  Карта сайта • XML
8122af2d77b5b5744fcbcff0ecf080a8 e220bf3369630a797d50850d1ae763fd