Человек и Космос

«Икаровская» устремленность человечества

Икар

«Икаровская» устремленность сопутствовала человечеству на протяжении всей его истории. Она выражалась в тяготении человека, казалось бы, к недостижимому. Мир видимый, даже не видимый, а только мыслимый, хотелось сделать миром осязаемым. Когда Магеллан своим кругосветным плаванием практически подтвердил шарообразность Земли, теоретически признанную еще в геоцентрической картине мира Аристотеля-Птолемея, то этот факт укрепил идею не конечности земного шара, а его безграничности: Магеллан не обнаружил «края» Земли, её можно было осваивать и осваивать. Когда братья Монгольфье запустили в небо огромный бумажный шар, наполненный нагретым воздухом, это открыло перед человеком новую сферу для освоения и деятельности и сразу же вызвало волну увлеченности воздухоплаванием. Через несколько месяцев на шаре поднялись люди, а затем целое столетие гондолы бороздили небеса больших и малых стран, пока на смену им не пришла авиация.

Магеллан, Монгольфье и другие первооткрыватели необычайно расширили внешний, а вместе с ним и внутренний мир человека. И если мы констатируем прямую зависимость между расширением мира внешнего и мира внутреннего, то последний расширяется беспрецедентно, как беспрецедентно по свойствам и масштабам пространство вне Земли, куда теперь проникли люди.

В освоении Вселенной, наверное, следует различать два аспекта: с одной стороны, мы осваиваем космос в интересах развития науки, техники, производства, совершенствуя при этом даже некоторые стороны нашего быта (скажем, телевидение и служба погоды с помощью спутников); с другой стороны, мы осваиваем его и так сказать, в личностном плане, ибо реализуем стремление к открытию, к познанию, творческо-преобразовательное отношение к миру, заложенное в человеческой природе. Не случайно Циолковский, говоря о грядущем освоении космоса человеком, добавлял: « ...нет и пределов совершенству личному - индивидуальному... ».

Какие же новые стороны личности и новые возможности для её развития открывает космическая практика?

Тысячелетиями миром человека оставалась Земля, и этого ему до поры до времени было вполне достаточно. Однако уже в первые десятилетия нашего века хозяйственная деятельность человека на Земле стала соразмерна по своим масштабам с глобальными естественными процессами. «Практическая бесконечность» Земли безвозвратно ушла в прошлое. Именно в это время появляется концепция ноосферы, «разумной оболочки» планеты как явления геологического. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, - писал академик В.И.Вернадский. - В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой».

Такая новая ситуация вызвала к жизни проблемы, которые волнуют ныне не только отдельных ученых, но и миллионы людей. Это всем хорошо известные вопросы охраны окружающей среды, сбережения невозобновляемых минеральных ресурсов, борьбы против загрязнений атмосферы и воды, регулирования роста народонаселения, ликвидации голода и недоедания большинства населения Земли.

Изыскивая пути преодоления экологического-кризиса, кризиса природного окружения человека, которые социологи, философы, экономисты, экологи усматривают в освоении космоса как чуть ли не главное препятствие для решения земных задач: космонавтика якобы отвлекает людей от реальных забот и ориентирует их в неверном и даже опасном направлении. Например, американский биолог и антрополог Лоурен Эйсли писал, что только Земля «есть единый и законченный остров бытия. Каждая его часть, изолированная от остального, представляет собой нечто расчлененное и иллюзорное». Человек, возникший на Земле, развивал свою мысль Эйсли, телом и духом приспособлен только к Земле. Космическая «одиссея» опасна, ибо она может привести к рассеянию и исчезновению человечества.

На первый взгляд вполне здравое, рассуждение.

Действительно, космическая «одиссея» должна ,сохранить самого Одиссея - человека. Но реальная космонавтика отнюдь не противоречит, а напротив, всецело соответствует нуждам Земли. К этому можно добавить, что космонавтика - великолепный воспитатель личности именно в этом «земном» духе. Несколько сотен космонавтов мира видели нашу, бело-голубую планету в жесткой черноте космоса. Достоянием всех «оставшихся на Земле» были лишь фотоснимки и кинокадры Земли из космоса. Но этого оказалось достаточно для гигантского психологического «отпечатка», который сыграл не последнюю роль в том, что миллионы людей по-новому видят Землю и активно выступают за бережное и разумное отношение к ней. Космонавту Виталию Севастьянову был задан вопрос: «Как вы полагаете, изменил ли выход человека в космос стиль и образ его мышления?» Он ответил: «Изменил. Мы и раньше знали, что, например, человек рубит больше деревьев, чем выхаживает. Знали, но как-то абстрактно. А поднялись на сотни километров, увидели плешины, потертости на зеленой коже планеты - и только тогда поняли, что это значит».

Но взглянем на вещи шире - в данном случае «шире Земли». Если у человека отнять его извечное стремление к первооткрывательству и познанию, если даже только «изменить направление» в сторону свертывания авангардных научно-технических направлений, например, в области физики микрочастиц, плазменных процессов, управляемой термоядерной реакции и самой космонавтики, то это повлечет за собой необратимый сдвиг в личностном и психологическом плане, который неизбежно завершится вырождением человека сначала в социальном, а затем и в биологическом смысле.

Можно представить себе такой «сценарий»: космические исследования прекращены в духе пожеланий, высказанных в середине IXX века позитивистом Огюстом Контом, - отказаться от углубленных занятий астрономией ввиду их бесполезности для человечества. Идея ограничения «экстраполируется» на фундаментальные исследования, объектом которых служили естественные процессы в космосе, лишенные базы, упрощаются прикладные разработки. Не только Икар перестает быть героем, но и Прометей подвергается критике за то, что был неосторожен, дав людям огонь. Отсюда совсем близко до той «низкой границы», за которой человек перестает быть человеком.

Покорители космоса Покорители космоса

Первооткрывателями, пионерами космоса есть и будут люди мужественные и опытные, решительные и высокоответственные, граждански зрелые, то есть люди, вполне состоявшиеся как личности...

Человек-машина Человек-машина

Иногда название этой системы вызывает тревогу. Что же получается - человек есть машина? Человек действительно подобен машине, ибо все его умственные и физические действия можно свести к механическим...

Поэзия Вселенной Поэзия Вселенной

С незапамятных времен космос привлекал к себе внимание не только мыслителей, но и поэтов, живописцев, зодчих. Это были произведения искусства, выражающие благоговение перед величием мироздания...

Космонавтика и литература Космонавтика и литература

Сложный мир космонавта и космонавтики настойчиво требует к себе внимания писателей, живописцев, музыкантов. И это находит свое воплощение в произведениях монументальных и глубоких...

Космос и научная фантастика Космос и научная фантастика

Внеземной высший интеллект агрессивен поотношению к людям, Вселенная враждебна человечеству и неумолима - вот лейтмотив множества фантастических произведений «сайенсфикшн» и киносюжетов...

 2008-2017 © Человек и Космос •  Карта сайта • XML
8122af2d77b5b5744fcbcff0ecf080a8 2acb06101cfacf170d3f71283af56710